"Рисование - это терапия", или Рецепт счастья от Нины Андреевны
Наталья ТИМОФЕЕВА
"О счастье мы всегда лишь вспоминаем, а счастье всюду, может быть, оно…"
Это первые строчки стихотворения И.А. Бунина. Каждый продолжит их немного по-своему. Но ключевое слово здесь «всюду». Вот и для Нины Андреевны АМГЕЙЗЕР счастье, красота, радость, торжество жизни – всюду, они разлиты в мире, они есть в каждом человеке. Радоваться жизни, видеть бесконечную красоту нашего мира - это так просто (или нет?). Если остановиться, прислушаться к самому себе, оглядеться вокруг… можно заметить то, чего раньше не замечал.
Беседую с воспитателем Ниной Андреевной, у которой ВСЕ дети в группе - художники. Знаю об этом не по наслышке - две мои девочки посещали группу "Василёк" детского сада "Лесовичок" (Красноярск, Академгородок). И воспитательница, которая так вдохновляюще действует на детей, вдохновила меня и на это интервью.
- Нина Андреевна, я думаю, неслучайно мы с вами беседуем именно сегодня, в Международный день счастья (21 марта). А каков ваш рецепт счастья?
- Мой рецепт счастья, который я для себя вывела, это не принимать близко к сердцу никакие огорчения, радоваться каждому дню, каждому мгновению. Я стараюсь замечать хорошее и радуюсь этому: красоте природы, каким-то успехам детей. Я стараюсь радоваться тому, что, может даже, раньше не замечала. Понимаю, что всё это мгновения счастья, потому что время быстротечно. Когда слово «счастье» разбирали с детьми, говорили, что это значит «быть частью чего-то общего». Это к семье прежде всего относится, но мы же тоже семья, и мы радуемся успехам друг друга.
- А каким успехам детей вы радуетесь?
- Поскольку я человек творческий и вокруг меня очень творческие дети, я радуюсь их творческим успехам, каким-то находкам. Что-то не получалось у ребёнка, а потом раз - и получилось, я всегда искренне радуюсь этому. Но больше всего радуют даже не столько какие-то ручные умения, самое ценное - когда дети говорят друг другу добрые слова. У нас есть традиция – говорим именинникам в кругу красивые слова, и по этим высказываниям я вижу, как дети растут, взрослеют. Они каждый день учатся чему-то новому, но когда у них созревает душа, когда они начинают относиться друг к другу с душой, это очень радует. Не всем это даётся легко и быстро, порой бывает даже очень трудно, дети ещё очень зависимы от чужих эмоций. Но когда с ними доверительно общаешься, беседуешь, они всё понимают. Я стараюсь на все их вопросы отвечать, сама задаю им вопросы, чтобы они научились мыслить, рассказываю детям случаи из своего детства. Радость от открытий, от интеллектуальной, творческой деятельности они тоже испытывают. Получать радость от такой деятельности – это высший пилотаж. Часто устраиваю детям мозговой штурм, чтобы они знали, как важно правильно ориентироваться в ситуации, прикладывать свой ум, душу и скорость. Реакция в современном мире, как выяснилось, важна.
- Про своё детство вы любите вспоминать?
- Я, можно сказать, там живу - какой-то частью себя. Я вечный пятилетний ребёнок. Я ведь живу в том месте, где выросла, и я помню детские ощущения. Поэтому я делюсь с детьми не своими взрослыми ощущениями, а именно детскими. Мы живём в красивом месте, нас окружает величественная природа, и я знаю, на что обратить внимание детей. Какие интересности можно получать, например, от смены времён года! Но не у всех детей развито чувство красоты, не все умеют радоваться красоте природы. Кто-то увидел - цветок зацвёл, он ахает, удивляется, других зовёт, а кому-то всё равно.
- А с чем это, по-вашему, связано?
- С раннего детства у детей это не сформировано, они погружены в виртуальный мир, в мир гаджетов. Это, так сказать, издержки социума. Вырывать детей из мира гаджетов – это очень тяжело на самом деле. Я благодарна родителям, с самого начала у нас доверительные отношения. Хотя конечно, каждый раз думаешь, как сказать, чтобы не обидеть.
- Да, гаджеты – острая тема…
- Почему пошло засилье гаджетов? Это очень удобно взрослым. Гаджеты, телевизор включаются детям, чтобы они не мешали взрослым, чтобы дети были вроде как при деле. А какие проблемы потом будут у детей, мы не задумываемся… Если же взрослые принимают участие в детских играх, в творчестве, вместе с детьми проводят выходные на природе, то никакие гаджеты ребёнку становятся не нужны.
Мы любыми способами вытягиваем детей из засилья ненужных образов. Читаем книги, занимаемся творчеством, говорим про богатырей. И я вижу, как мои мальчики, у которых было много агрессии, вышли на благоприятный уровень, они ростки успеха пожали, и у них пошёл творческий процесс. И сейчас у нас в группе стало больше созидательных строительных игр, я это поощряю, и мальчики знают, что я очень люблю, когда они занимаются какими-то созидательными делами.
- Нина Андреевна, чем вам запомнился ваш детский сад?
- Я посещала местный детский сад - 310-й в Нижнем Академгородке. Самое главное, что я вынесла из детского сада, это мои друзья. Друзья – это было всё! Мы вместе росли, вместе играли в детском саду, я отлично помню все игры, после этого вместе гуляли во дворе. Потом вместе пошли в школу. Другие занятия я не очень помню, а вот игры с друзьями – я выросла на этом.
- А сейчас вы с друзьями детства общаетесь?
- Конечно! В этом году у нас юбилей, это особые отношения, ближе даже, чем родственные, и кажется, что ценнее ничего нет в жизни. И я детям об этом говорю. «Вот вы для чего приходите в детский сад?» - спрашиваю. Они отвечают: «Дружить». Я говорю: «ДА! Человек не может без друзей, без совместных игр. Вам же дома скучно становится, особенно кто один». Дороже дружбы ничего нет, и в определённы игры можно играть только с определённым количеством детей. И дети очень страдают от случаев «недружбы». Мы говорим о том, что к своим друзьям надо относиться так, как вы хотите, чтобы к вам относились. Про «бумеранг» каждый день говорим…
- Хорошо, когда с детьми есть взрослый, который может их научить каким-то играм...
- Как только научишь детей новой игре – всё! Когда я пришла в эту группу, я была очень удивлена, что после младшей группы дети были практически все играющие. Сейчас их надо дальше направлять, развивать новый уровень игр. Им только что-то новое предложишь – они на ура. Конечно, бывает, ругаются, ссорятся. Я говорю: для чего ссоритесь? Делаем выводы. Умение общаться – это самое главное в жизни. Я им говорю: вот придёте вы в школу, а там будут новые люди, и вам придётся выстраивать новые отношения. Если у вас нет навыков доверительности, навыков позитивного общения, то будет очень сложно. И я за детьми наблюдаю, какие они все продвинутые в общении стали.
- На последнем утреннике и я заметила, как дети повзрослели… Нина Андреевна, ваш конёк – творчество. Мои дети всегда выходили из садика творчески наполненные. Как вы в детях пробуждаете желание рисовать, творить?
- У меня большой опыт работы с детьми всех возрастов, и я знаю, как не потушить искру творчества, ведь она подавлена бывает. Я детям показываю, что творчество – это естественный процесс, что оно разлито во всём мире. Сама рисую для них, и всё, о чём рассказываю, сопровождаю рисунками. Как только интерес появился, глаза загорелись, немножко навыки появились – и раз, пошло творчество. Если у ребёнка что-то получилось, это важно увидеть – что он что-то своё сотворил. Если его поощрил, похвалил – всё, процесс творчества запущен. Дети всегда ждут моей поддержки, одобрения. Я сразу нахожу изюминку в их работе, говорю им об этом, тем самым дальше двигаю их творчество. Передо мной как на ладони творческий путь каждого ребёнка - с чего начиналось и к чему сейчас пришли. Дети знают, как свои работы можно оформить, обыграть, применить к деятельности, к игре, они свободны в творчестве, у нас достаточно материалов для этого. Полгруппы сейчас – это такие самобытные художники! Я занимаюсь оформительской работой в детском саду, дети рядом с горящими глазами, тут же я их прошу помочь. Иногда у нас, особенно у мальчиков, творчество так бьёт ключом, что мы отшкрябываем… Я к этому отношусь… нормально. Главное, что они уже открыли для себя мир творчества, а то у некоторых были такие зажимы в творчестве, и надо было донести, что важно воплотить своё видение, что надо не вспоминать, а самовыражаться, эмоции выражать. Творчество ведь связано с эмоциональной сферой.
- Я помню, как на одном из ваших собраний рисовала рыбку по мокрому листу. Сначала было ощущение робости, а в итоге получилось красиво. У родителей, наверное, тоже бывают творческие зажимы…
- Они бывают у всех. Как только начинает раскрываться взрослый, сразу начинает раскрываться ребёнок. Эта связь очевидна, у нас были такие примеры. А рисование – это своеобразная терапия, оно помогает снимать напряжённые состояния. И рисовать, по крайней мере в определённых техниках, умеют все. Поэтому когда нас что-то беспокоит, просто берём и рисуем.
- А ваши детские рисунки у вас сохранились?
- Скажу честно, чтобы я в детстве хорошо рисовала, этого точно не было. У меня рисование началось лет с 10, вдруг резко захотелось рисовать, появился интерес к искусству. Моя старшая сестра училась на архитектурном, у неё было много книг по искусству, благодаря этому я в мир искусства и вошла. Много репродукций разных было. И в своё время архитектурное образование мне самой очень много дало - такое широкое мировоззрение, такую свободу мышления… Сейчас, когда у меня большой опыт за плечами, я смотрю на детей и думаю, как важно вовремя направить ребёнка. Найти способности и правильно направить. Я считаю, что если ребёнку дать культурную, насыщенную среду, он сможет найти выход из любых тяжёлых состояний.
- Культурная среда – это и чтение, и театр…
- У нас чтение, рисование, музыка, хореография, театральные постановки – это всё одно. Всё переплетено, все знания можно применить в жизни. Хореография, к примеру, нам очень помогла, особенно мальчикам. Я благодарна всем людям, которые с нами работают. А хорошие книги – это зёрна. Читать мы любим, дети научились слушать, хотя в средней группе это было очень сложно. Я просто знаю, что не все дома читают. Поэтому стараюсь, чтобы дети насыщались положительными образами. Когда начинаешь обращаться к прочитанному, у них есть что в голове, есть о чём поговорить, откуда взять определённый опыт.
- Моей дочке вы как-то раз рассказали историю о том, как вы в детстве научились читать. И через некоторое время она стала ходить за мной с букварём… Расскажите её?
- Когда мне исполнилось 5 лет, помню, папа подарил мне детский баян, мяч и книгу сказок. Папа наш был большой любитель литературы, много стихов наизусть знал. Так вот, в этой книге были удивительные картинки, и у меня было такое состояние – я хотела читать! Я и так по картинкам представляла, о чём там речь, но очень хотелось именно прочитать. Я же самая младшая, четвёртая в семье была, и у меня в детстве многое было «на слабо» – а вот ты возьми и научись сама. И благодаря своему упрямству я училась многому. Родители наши были заняты, им было некогда с нами заниматься, а вот благодаря читающим братьям-сёстрам, нашему разновозрастному содружеству, разные навыки приобретались… И я помню свои ощущения, когда я самостоятельно эту книгу прочитала. В 5,5 лет я уже хорошо читала. Помню, как я впервые в библиотеку записалась – до сих пор помню запах книг и азарт, когда ты выбираешь книгу. А в 6 лет у меня появился интерес к письму – мама всё время писала письма, и я просто за ней следила... И само по себе сообщество Академгородка – это друзья с книгами, я приходила к своим друзьям – и сразу в библиотеку. По тем временам книги – это было настоящее достояние. То есть мы выросли в богатой духовной среде, друг друга подпитывали.
У меня есть дети, которые сами берут книги, читают, душа радуется за таких детей. Они уже поняли, как это здорово – читать и писать, и теперь они друг другу пишут письма.
- Много времени в детском саду занимает подготовка к праздникам. Меня всегда восхищали воспитатели в роли каких-то персонажей...
- Если ты работаешь в детском саду – получаешь эмоции от подготовки к праздникам, когда в команде специалистов что-то придумываешь. Это такой естественный процесс, что у нас никогда и мысли не возникало, чтобы артистов со стороны приглашать. Если ты идёшь на утренник, как минимум, ты должен знать этих детей. Сама я всю жизнь проиграла роли. Детей я призываю, чтобы они относились к театру как к искусству, и если они кого-то узнали, чтобы оценили, насколько человек хорошо сыграл.
Работать над сценарием, учить роль, репетировать - это всё большой труд, зато это интересно. Сложности случаются, потом становятся лучшими моментами жизни. А то получается, что человек живёт и думает, что когда-нибудь будет лучше. На самом деле надо жить здесь и сейчас и самим создавать ощущение праздника каждый день.
- Нина Андреевна, ещё о здоровье хочется поговорить. Дети стали больше болеть?..
- Да, дети стали болеть больше, причём часто на пустом месте. Мы в детстве не болели, при том, что мы ели сосульки, снег, мы питались подножным кормом. К нам относились по-другому, не было гиперопеки. На первых собраниях я всегда говорю: хотите, чтобы ваш ребёнок был счастливым, сделайте его самостоятельным, иначе от несамостоятельности он потом будет мучиться. Бывает неправильное отношение к закаливанию, объясняю родителям, что ребёнка не надо кутать. На самом деле я смотрю на детей – они такие самодостаточные, во многих ситуациях они умнее нас, иной раз они понимают то, что взрослые понять не могут. Ребёнок – зеркало, как только в семье начинаются какие-то сбои, на ребёнке всё это отражается. И если в семье что-то меняется в лучшую сторону, то и ребёнок, я это вижу, сразу меняется. А к неблагоприятным условиям дети быстро приспосабливаются – учатся врать, скрывать свои эмоции, появляются трудности в общении с ними. Наша жизнь – зеркало, и если ты добро в мир несёшь – его и получишь. И всегда надо помнить, что если ты делаешь что-то не то, ребёнку это аукнется. А диалог с ребёнком может возникнуть, только когда на глубинно-личностном уровне идёт общение.
- Нина Андреевна, ваш внук первоклассник. Что вы, как первоклассная бабушка, пожелаете родителям и детям?
- В школе будут успешными те дети, которые умеют всё делать самостоятельно. Я родителей заражаю оптимизмом, что всё будет хорошо. Но в то же время говорю, что только в том случае, если к этому прикладывать усилия. Какие проблемы могут возникнуть в школе? Теряются вещи, на занятиях ребёнок не умеет организовать себя, в голове каша, в портфеле каша… Слишком много мы делаем за детей. Потому нельзя пускать всё на самотёк, и уже сейчас надо найти в себе силы отпустить ребёнка в самостоятельную жизнь, доверить ему многие вещи. Если что-то сделал не так – исправь сам, убери за собой сам, на занятиях – сам. Важно трудовое воспитание. Несамостоятельность, несобранность особенно ярко выражены у мальчишек. Девочки народ более организованный, у них это в крови. А мальчиков всегда женщины много опекают, и они выходят в школу несамостоятельные. Поэтому, не откладывая в долгий ящик, надо начинать ребёнка тренировать, давать какие-то поручения, выйти на высокий уровень ответственности, осознанности.
С другой стороны, мы забываем, что детям нужно внимание взрослых. В детском саду дети окружены вниманием с разных сторон. А дома не всегда с детьми играют, читают, поддерживают их увлечения. Но родители меня понимают, за что я им очень благодарна. Так что всё будет хорошо! С вашей, родители, помощью.
На фото: Нина Андреевна Амгейзер с дочерью Яной.
Просмотров: 1206