Тамада - свадьбе "ДА!"
Как потенциальная невеста, считаю, что портрет тамады должен выглядеть следующим образом: «Очень общительный, ненавязчивый, жизнерадостный человек. Любит новых людей, интересные и содержательные беседы, которые всегда сопровождает очаровательной улыбкой. Умеет создать в коллективе доброжелательную обстановку. Всегда поддержит новую идею и сумеет ее усовершенствовать. Всё делает качественно и в срок. Ответственно относится к своим обязанностям. Любит танцевать, петь. Щедро делится всем: временем, дружбой, деньгами и прочими материальными и духовными ценностями».
Именно такой мне видится ИРИНА ВАРЛАМОВА, красноярская тамада с 10-летним стажем. Воспоминание об общении с ней неизменно вызывает в моем воображении теплоту и радость.
Итак, в чем же состоит искусство тамады? Можно ли ему научиться? В чем секрет успешно проведенной свадьбы? Об этом и многом другом – наш разговор с Ириной.
- Ирина, как вы считаете, можно ли обучить человека искусству тамады?
- Обучиться можно всему, было бы желание. Но в любой работе есть некие основополагающие вещи. В нашей работе таковым является общение с людьми. Без любви к людям, без желания общаться - просто невозможно быть тамадой. Между теорией и практикой есть разница. Так же как между сценарием, напечатанным на бумаге, и действием на вечере. И вечер не удастся без обмена энергией, которая должна быть у тамады. В тамаде должен быть огонек, тогда народ почувствует интерес к происходящему. Но самое главное, если ты выходишь к людям с микрофоном и понимаешь, что тебе хорошо, и, несмотря на всю сложность, тебе это нравится, значит, ты - тамада! А когда человек катастрофически боится выйти с микрофоном, то, наверное, тамада из него не получится. Просто стоит попробовать и понять, твое это или нет.
- Если завтра утром я проснусь с мыслью стать тамадой, то куда мне идти за получением знаний?
- Для этого есть достаточно возможностей: это и курсы актерского мастерства, и курсы сценической речи. Тамада - это актер, психолог, конферанс, организатор, администратор. Важное значение имеет умение теоретический материал превратить в практический, знание психологии. Поэтому тамада - это в первую очередь культпросвет работники, педагоги и, конечно, актеры.
- А как вы пришли в эту профессию?
- Я получала образование в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, педагог-организатор социально-культурной сферы. Отделение: культурно-просветительная работа.
В мире нигде нет понятия «культурно-просветительная работа» в том виде, в каком она была у нас в стране. Раньше были дворцы культуры, в которых народ культурно просвещали, были разные кружки и соответственные мероприятия. Сейчас это, увы, не так интересно, сейчас у нас процветает шоу-бизнес. А тамада - это между тем и тем, потому что элементы шоу-бизнеса встречаются, а основа все равно остается именно культурно-просветительской работы. Это то, чему нас учили в университете: синтез психологии, актерского мастерства и творческой работы с людьми.
- Расскажите о методах своей творческой работы, насколько я понимаю, у каждого ведущего они разные.
- Да, разные. Если говорить обо мне, то это школа культпросвета. Обучение в университете, Ленинград. За одним этим словом стоят педагоги с шикарными знаниями. Когда мы, будучи студентами, приходили домой в старую ленинградскую квартиру, где было много книг и фотографий, то манера поведения, общения, отношений - вот это передавалось не через учебники, а именно через педагогов. Культпросвет дает именно методику построения сценария, организационной работы, построения работы с людьми.
- И когда приходит человек, у которого будет свадьба, то как вы с ним работаете?
- Все начинается со встречи с человеком, который чего-то хочет и ищет, кто ему в этом поможет. В моем подходе к работе нет отношения «клиент - обслуживающий персонал», хотя мы все равно сфера обслуживания. Но когда встречаешься с человеком, то становишься частью семьи, свадьбы, частью коллектива, и только тогда можно что-то сделать.
Кто-то четко знает, что он хочет, кто-то совсем не представляет. Кто-то конкретно может сформулировать свое желание, а кто-то нет. И вот за «круглым столом» мы вместе начинаем обсуждать. И здесь как раз нужны те навыки, которые были получены ранее. Но у меня, наверное, на помощь приходит еще и интуиция.
- А в каких ситуациях вам помогала интуиция?
- У меня часто бывают ситуации, когда завтра мероприятие, а мне сегодня звонят и говорят: «Выручай срочно, завтра в таком-то месте, в такое-то время». Я не знаю, что за люди, не знаю, что за тема, приезжаю за пять минут. И привезли, например, 100 мужчин, занимающихся обороной страны, на деловое совещание, после этого организовали бизнес-встречу. Ко мне подходит организатор и говорит: «Так, первое слово вот такому-то, вот визитка, второе слово этому, вот визитка, третье слово этому». И думаешь, что, собственно, надо, по какому поводу собрались. Название встречи узнаешь уже потом - очень заумно, очень сложно. И вот я выхожу и начинаю что-то говорить людям с разных концов страны, которые собрались и им надо создать настроение. И здесь, наверное, помогают опыт, интуиция, потому что я просто чувствую, что нужно говорить. За знания, приобретенные еще в университете, конечно, спасибо педагогам. Мы очень много занимались, сами писали сценарии.
- А сейчас предлагаете молодоженам уже готовые сценарии или пишите их?
- Сейчас не проблема найти любые сценарии. Но мои коллеги и я никогда не берем готовый сценарий и полностью его реализуем, потому что это невозможно. Читая сценарий, ты чувствуешь, что вот это тебе нравится, а вот это тебе точно не нравится. Взять чистый лист и написать сценарий от начала до конца можно, конечно. Но мы чаще всего берем материал, просматриваем, этим вдохновляемся, рождаются идеи, я беру чистый листочек и пишу то, что мне хочется. Исходя, конечно, из желания клиента, потому что кто-то хочет шоу, кто-то не хочет… Раньше мы писали сценарий и на следующей встрече выдавали его человеку. Сейчас в получасовом разговоре с человеком я уже могу выдать концепцию вечера, и мы выдаем схему сценария без текста. А текст мы пишем на второй встрече, когда человек дает информацию о себе и о коллективе. Текст: в стихах, в викторинах, используем тему для материала, которую мы выбрали, например, морское путешествие. Ну и, конечно, на свадьбе должны быть базовые традиции.
- А какие традиции есть на каждой свадьбе?
- У всех на свадьбе: хлеб - соль, семейный очаг, танец молодых, лепестки роз или зерна, заключительный танец со свечами, воровство невесты, ее туфельки. Голосование за мальчика или за девочку, свадебный аукцион и т.д. Это то, что остается базовым, и любые эти действия можно сделать просто классически, а можно подойти к этому и по-другому, как-то обыграть.
- Было ли за вашу практику какое-нибудь эксклюзивное обыгрывание свадьбы?
- Каждая свадьба все равно отличается от другой. Где-то с костюмами, где-то без костюмов, где-то очень много классики и т.д. Для меня эксклюзивны не приемы, используемые на вечере, а сама свадьба.
Эксклюзив - это русско-иностранная свадьба. Этим летом русско-английская была, какое-то время назад была русско-корейская свадьба. И естественно, мы добавляем в сценарий наш фольклорный колорит. Мы встречали с фольклорным ансамблем, с хлебом с солью, с одной стороны стоят англичане в национальных костюмах, а с другой стороны наш фольклорный ансамбль. Это сочетание привнесло чувство восторга, которое испытали все гости. Еще была русско-японская свадьба: высаживали дерево. Присутствовали японские традиции - рис, дерево - все это очень трогательно. На самом деле традиции всех стран еще и переплетаются, только подаются в разных формах, и вот это удивительно. По-настоящему трогает, когда соединяются две традиции.
- Расскажите о русских свадебных традициях, как было принято женить молодых на Руси?
- У нас в каждой губернии на Руси были свои традиции. Всегда был очень долгий процесс сватания, долгий процесс с подбором жениха и невесты. Решали не жених и невеста, а родня или свахи, то есть это было все выдержано в нормах, когда сваха приходила с определенными обрядами, с определенными словами, действиями. В каждой губернии действия были свои. Назад возвращали тыкву в знак согласия, а если другой овощ, то жених получал отказ. Потом шло испытание: после сговора жениха и его команду испытывали в доме невесты, а невесту и ее команду - в доме жениха. Все было прописано по действиям: на первый день - одно действие, на второй - другое. На третий день сжигали чучело, что символизировало сжигание девичьей и холостой жизни молодых. Были пляски, но во всех губерниях было общее - это сговор. Оплакивали невесту - девичник и мальчишник тоже оттуда идет, собирались парни - провожали своего, собирались девушки – оплакивали подругу. Считалось, чем больше слез, тем больше счастья будет потом. От этих традиций сейчас остались лишь отголоски: то, что мы делаем на свадьбе сейчас за пять часов, раньше делали месяц-два. И ответ невеста могла дать не ранее, чем через три дня.
- То есть надо было выдержать паузу?
- Да, все было очень строго. Все было четко прописано. В каждой губернии все было по-своему: своя вышивка, свои кокошники. Раньше каждый ряд рисунка на рушнике символизировал предшествующий род. Потому и встречают с хлебом и с солью, с рушником обязательно, как знак того, что весь род принимает. Каравай пекли специально избранные женщины, хранительницы очага, с молитвами, приговорами. Мы сейчас делаем встречины, встречаем жениха и невесту. Они отведали каравай, потом заходим в зал. Они кусают, потом разламывают на две половинки и обходят всех гостей, угощают. Жених обходит невестину сторону, невеста сторону жениха. То есть они должны были покормить с рук гостей до свадебного застолья, потому что кто отведал из рук невесты ее каравая, тот ее принял, также и жениха. Получалось, ее родня его принимала, а его - ее принимала.
Радует то, что очень многие молодожены все это принимают, хотя есть и те, которые отвергают традиции. Но делать этого нельзя, все-таки семья - это священный союз. Соблюдение традиций - это составляющая часть вечера, а потом уже, естественно, игры, шоу, конкурсы - все это в разном стиле.
- Какие конкурсы проводите на свадьбах?
- Любовь к веселью - отличительная черта русского народа. А на Руси веселье без каких-то костюмированных, ряженных не проходило. Самые запоминающиеся конкурсы – «веселые переодевашки». Каждый ведущий использует момент, когда мы переодеваем гостей в какой-то образ: восточный шейх, цыганский барон. Так проявляется творческая инициатива гостей, а уже к этому приурочиваются игры.
- А какие это игры?
- Это могут быть «скачки на конях» - шейх привез с собой коней и две команды скачут. Если пришел цыганский барон, то там, соответственно, цыганочка, идет гадание. Идет игровое шоу с участием самих гостей. И гости великолепно всегда справляются с этим, наша задача только создать костюмы, выдержать организационную канву. Берем людей, которые настроены на участие. Например, нужно украсть невесту, и мы делаем творческое шоу. Шейх, восточные красавицы и ложная невеста - это все мужчины, потому что переодевать девушек сложно. Хотя в цыганский табор девчонки с удовольствием идут. Появляется шейх со своими словами, который великолепно играет, то есть мы все сделали для импровизации, им это нужно только озвучить. Соответственно, типаж тоже подбирается, красавицы - это великолепно танцующие джентльмены, которые иногда покоряют настоящими танцами живота. После того как шейх вышел и поздравил, он привез дары, для этого нужно узнать, чья команда будет лучшей. Конечно, соревновательный момент должен быть, но соревнование команды не по родовой составляющей, а смешанные команды. Игры и конкурсы должны быть и активные, и неактивные - застольные вещи, игровая информация, связанная с женихом и невестой. Мой принцип - я не главное действующее лицо, которая выходит и все внимание концентрирует на себе.
- А в чем заключается ваш принцип, ваше кредо?
- В том, что я свой, родной человечек на вечере, просто составляю разные части вечера. И если одни гости более активные, то мы делаем их главными действующими лицами, а другие менее активны - они болеют, они сидят за своими столами, их никто не трогает, они прекрасно себя чувствуют, потому что они смотрят на это действие, радуются и выражают свое участие. Нужно придумать такой ход, сделать такое предложение народу, от которого они не могут отказаться. Этот прием называется «манок». Когда делаешь тост за мужчин, потом говоришь: «Мужчины теперь должны пригласить очаровательных дам на этот замечательный танец любви». И сто процентов большая часть народа выйдет на медленный танец. Я очень стараюсь, чтобы было все изящно, тепло и легко, чтобы эти пять часов пролетали очень быстро.
- Свадьба длится пять часов? И какая система оплаты?
- Нет, свадьба может длиться сколько угодно. Просто обычное достаточное количество времени для программы - это пять часов, иногда это восемь часов. Оплата почасовая. Ведущие в городе стоят от тысячи до двух тысяч рублей в час. Ди-джеи от пятисот до тысячи в час, живой звук - в среднем две тысячи в час. Я долгое время работала вообще без артистов, все пять часов работали только я и ди-джей. Это очень сложно: чтобы держать все время народ в состоянии подъема, нужно приложить немало усилий, фантазии, находчивости. Сейчас очень хорошо, что у людей есть желание как-то разнообразить вечер, то есть мы делаем все традиции, потом добавляем каких-нибудь артистов - бальные танцы, шоу-балет, клоуны, струнная музыка.
- А когда расплачиваться - до или после проведения свадьбы?
- Если это заказ через агентство, то, конечно, до, если это напрямую с тамадой, то здесь как договоритесь. У меня есть правило - я никогда не беру до. Когда мне задают вопрос: «Как так, разве не боишься?» Не боюсь, может потому, что для меня основной принцип - стать своей, иначе я просто не могу. Ведь окончание вечера иногда важнее, чем начало. И если я говорю пять часов, то это не значит, что это будет так, то есть мы с музыкантами готовы к тому, что вечер может продлиться восемь часов, а может закончиться через пять часов. Здесь нельзя ставить жесткие условия, потому что создание настроения - это как замок на песке. Строишь, строишь, накатила волна, и все смыло… Если после пяти часов мы чувствуем, что народ желает еще продлить, но молодожены уже устали, мы провожаем молодоженов, но вечер продолжается для гостей. Если провожаем молодоженов, посмотрели фейерверк, вернулись назад, а там уже ни тамады, ни музыкантов нет, то вечер можно считать испорченным.
- У вас случались непредвиденные ситуации?
- За мой многолетний опыт был один случай этим летом, когда на свадьбу вместо меня поехала другая тамада. Это было связано со смертью близкого родственника, то есть я не нашла в себе силы. Ни болезнь, ни какие другие обстоятельства за мой почти уже 15-летний стаж работы в этой сфере культпросвета, а в сфере свадеб это уже десять лет точно, не могли помешать мне провести вечер. А этим летом произошла очень страшная для меня история. Утром в день свадьбы мне пришло сообщение, и нужно было в другой город выезжать. Я все-таки приняла решение, что поеду на следующий день после свадьбы. Но меня накрыл такой стресс, к которому я была не готова, и я поняла, что не смогу. Я не дозвонилась утром до молодоженов. Вместо меня поехала тоже очень сильная тамада, но я понимаю шок людей. Когда мы столько встречались, столько говорили и вдруг приезжает новая тамада…
- Снова тамада женщина, а в этом деле есть мужчины?
- Есть. У нас немного мужчин, но очень хорошо, что они появились. Мужчинам в этой сфере работать сложнее, чем женщинам.
Женщине легче уловить настроение, легче изменить волну в зависимости от того, нравится гостям или не нравится. Легко сказать - любить людей, но на самом деле это сложно, поскольку перед тобой сто человек, они все разные. И кому-то ты симпатизируешь, а кому-то нет. Но это не должно влиять на качество работы. Женщине легче выйти из какой-то курьезной ситуации.
- А какие курьезы случались с вами или с молодоженами?
- В моей практике все курьезные случаи были связаны с похищением невест. Представьте: несущаяся группа активистов, которые схватили невесту и помчались к столовой, поскольку маршрут не был продуман. Первая попавшаяся дверь оказалась маленькой кладовкой метр на метр, они поставили туда невесту, закрыли дверь, в двери был ключ. Радостно сообщили, что невесту украли, начинаем выкупать. И когда мы уже ее выкупаем, дверь открыть не можем! Потому что замок заклинило! Выбить ее невозможно, потому что он открывается вовнутрь. И там, в темнице, томится наша невеста. И вот это дикое сочетание курьезности и трагичности. В итоге мы в течение долгого времени выпиливали этот замочек. Молодоженам надо отдать должное, они молодцы, с мужеством выдержали, хотя некоторые взрослые отнеслись к этой ситуации довольно серьезно, вплоть до того, что обвиняли похитителей.
Курьезы были связаны с тем, что увозили невесту неизвестно куда, разрядился телефон, у нас не было связи. Мы обследовали окрестности ресторана, сначала было смешно, потом тревожно.
Дважды пытались украсть меня. «Интересно, как сейчас себя поведут молодожены, если мы украдем тамаду?» - говорили гости. Они просто закрыли дверь, это совершенно непредсказуемая ситуация, и это представить невозможно, потому что все происходит молниеносно. Схватили, унесли, закрыли. И очень приятно было, когда родители, молодожены и свидетели выполняли все действия и просили: «Только отпустите нашу тамаду».
Был случай, когда мы пели песни, у нас было две команды за столом, одна команда пела один куплет, другая - второй. И один из активистов говорит: «Вот все так замечательно, а почему у нас еще не пела тамада? Давайте ее попросим!» Был у меня, конечно, шок, потому что народ начал просить, и сказать «извините, я не пою» просто невозможно. И мне пришлось спеть, я пою только романсовым голосом. Такие вот курьезы (улыбается).
- И напоследок, какие у вас есть советы молодоженам, на что стоит обратить внимание при выборе тамады?
- Если вы не видели этого человека в работе, если не руководствуетесь советами, рекомендациями, то просто посмотрите на этого человека и пообщайтесь. Если вы чувствуете, что это ваш человек, то тогда и принимайте решение. Если человек не нравится, то сложно будет все это пройти вместе. При общении с тамадой, наверное, каждый поймет, есть ли у человека опыт или человек неопытен. Хороший тамада - это уверенный в себе тамада, а опытность - это гарантия успеха. Ведь человек без опыта может не выйти из сложной ситуации, а свадьба или другой банкет - это живое действие, и умение находить решение и действовать здесь и сейчас не менее важно, чем подготовить весь вечер заранее, обговорить сценарий. Поэтому, конечно, нужно выбирать опытного человека, у которого уже есть стаж работы. А уже какого именно тамаду выбрать, работающего в том или ином стиле, - это исключительно предпочтение молодоженов. Благо выбор есть.
Беседовала Лилиана ЯКОВЛЕВА
специально для "Ярмамы"
Просмотров: 8374